О витражном стекле

  1. ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО СТЕКЛА
    1.1. Кто и как изобрел цветное стекло.
    Доподлинно неизвестно, кто первый додумался или случайно получил цветное стекло. Имеются сведения, что древние египтяне еще во втором тыячелетии до н.э. изготавливали сосуды из цветного стекла. Но основной скачок в развитии витражное стекло получило в ХI веке благодаря раннему расцвету в архитектуре и особенно в убранстве храмов. Цветное стекло стали использовать как основной выразительный элемент при оформлении христианских соборов, хотя и нет информации об авторстве его изобретения. Возможно, этому помог его величество случай - оксид какого-то металла случайно попал в расплавленную стеклянную массу и... Возможно, это было целенаправленное действие. Так или иначе на свет появилось прекрасное и величественное, интригующее, специфическое, шедевральное и сказочное витражное стекло! Разумеется на первых порах оно совершенно не было похоже на ныне существующее: техника, технологии, инструменты были "ремесленными" (хотя и сейчас многие производители варят витражное стекло вручную). Первое витражное стекло не могло похвастаться постоянством цвета, степенью прозрачности, постоянной толщиной и проч., но мы должны быть благодарны тому человеку, умельцу, у которого ПО-ЛУ-ЧИ-ЛО-СЬ! А еще мы благодарны Льюису-Комфорту Тиффани (рис.1.) на чьей совести, который изобрел особую витражную технику, названную в его честь. Но в не меньшей степени его имя связано с самим стеклом для витражей, ведь это под его началом произошел перелом в стекловарении: стекло стали выпускать не только разных цветов, но и смешанных цветов, разных фактур, текстур, разной прозрачности.

    Рис.1. Льюис-Комфорт Тиффани

    1.2. Витражное стекло в архитектуре средневековья.
    Самым ранним из известных примеров витража считается "Голова Христа" - Германия, г.Эльзас, Вайссембургское аббатство (рис.2). Что интересно, это прозрачное стекло, расписанное цветными красками.

    Рис.2. Витраж "Голова Христа"

    Позднее, в Готический период, витражи стали использоваться в церковной архитектуре все чаще, витражные работы стали отличаться более сложной композицией, рисунком, орнаментом. Нотр-Дам, окно "Роза" в аббатстве Сен-Дени (рис.3).

    Рис.3. Окно "роза"

    Наконец, в этот же период появился витраж именно из цветного стекла, кусочки которого скреплялись алебастром, деревом или свинцовыми протяжками. Опять же новые веяния в архитектуре стали предпосылкой к популяризации витражей: стало больше окон в фасадах зданий и не только церковных. А значит и больше света, который необходимо чем-то приглушать - так и набрали популярность витражи с их неповторимой игрой света и тени. В эпоху Ренессанса витражи стали более светским украшением, их стали заказывать представители знати состоятельных слоев населения. Но в 17-19 веке производство цветного стекла пришло в упадок в связи с противоречиями между протестантами и католиками да к тому же в 17 веке в Германии в ходе Тридцатилетней войны были разрушены основные стекольные центры. Новая волна развития витражного искусства пришлась на эпоху модерна (19-20 в.) , когда само восприятие витража в головах людей преобразилось, витраж лишился превалирующей религиозной составляющей, а стал художественно ценным, светским.
  2. Особенности изготовления витражного стекла
    2.1. Первый этап – подготовка смеси.

    На этом этапе смешивают кварцевый песок, кальцинированную соду, доломит, известняк, плавиковый шпат и пигмент. В зависимости от того, какой цвет хотя получить, добавляют определенный компонент или их сочетание. Например:

    Необходимый цвет стекла

    Компонент (добавка в стекломассу)

    Фиолетовые оттенки

    Перманганат калия (KMnO4)

    Синий цвет

    Оксид кобальта (II) CoO

    Глухое стекло (опаловое)

    Фосфат кальция Ca3(PO4)

    Зеленый цвет

    Оксид хрома CrO3

    Желтый или коричневый

    Fe2O3

    Оранжевый

    Fe2O3 + уголь и сера

    Золотисто-желтый

    Азотно-кислое серебро AgNO3

    От нежно-розового до темно-красного

    Хлорное золото Au2Cl6


    2.2. Второй этап – варка стекломассы.

    Это, пожалуй, самый сложный этап, ведь он связан с очень высокими температурами. Цветное стекло варится в горшковых печах, путем нагревания шихты свыше 1200 С для расплавления тугоплавких соединений SiO2 и А12О – так получается стекломасса, которая поначалу насыщена газовыми пузырьками и не имеет нужной степени прозрачности. Далее массу нагревают до 1500-1600 С.

    Само окрашивание массы – также весьма сложный физико-химический процесс. Введение красящих добавок в шихту еще не обеспечивает получение желаемого цвета. Зачастую необходим и соответствующий температурный режим, при котором окраска происходит на молекулярном уровне.

  3. Фактура и текстура витражного стекла
    Когда расплавлена стекольная масса достигает нужной температуры и однородности её извлекают из печи и помещают на специальный жаропрочный стол, на котором этот ком расплавленного стекла расправляют и/или смешивают с подобным расплавленным стеклянным комом другого цвета, а уже потом перемещают на валы станка который вытягивает массу в лист толщиной 3 мм. На этапе перемешивания двух и более цветных стекольных масс и создается различная текстура, то есть узор стекла. А вот фактура (рельефность поверхности) достигается за счет применения различных валков станка, который вытягивает листы. Это может быть самая разная форма поверхности, например у витражного стекла марки Spectrum существуют следующие сокращения для обозначения фактур:


    RR – «Грубо катанное», подобно мелкой ряби на поверхности воды (рис.4)

    Рис.4. Фактура "Грубо катанное"



    W – «Волна» (рис.5)

    Рис.5. Фактура "Волна"

    G – «Гранит», шероховатая поверхность с чуть заостренными маленькими бугорками и т.д. (рис.6)

    Рис.6. Фактура "Гранит"

    СС – «Корсика», средней размерности бугры неправильной формы различных размеров




ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...